Развитие нашего общества дошло до понимания того, что человек имеет право на жилье, отвечающее элементарным требованиям комфорта. При этом считается, что граждане должны самостоятельно решать свои жилищные вопросы. Однако, есть категории граждан, которые имеют право на получение государственной социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. Прежде всего это ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Конечно, есть и другие категории граждан, обладающие жилищными льготами и правами, в том числе и по их обеспечению жильем, но это другая большая тема, сейчас же речь пойдет об очереди на жилье.
Итак, если лицо признано обладающим правом на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением и поставлено в администрации муниципального района в соответствующую очередь, казалось бы, сиди и жди заветного часа… Но… А если годы идут и идут, проходят десятилетия, а воз и ныне там? Возникают сомнения, а все ли здесь так, как должно быть, нет ли какой несправедливости или беззакония? Именно такими мыслями движимая, С. стала искать адвоката, способного разобраться, почему она, как мать ребенка-инвалида, имеющая право на первоочередное, а в дальнейшем и на внеочередное получение жилья, находясь в очереди с 1996 г., по настоящее время не получила жилье?
С. обратилась к адвокату Шарафутдинову Рамилю Фанавиевичу. Изучение ситуации показало, что С. действительно, как мать ребенка-инвалида, имела с 1996 г. право на первоочередное получение жилья, а также, в связи с заболеванием ребенка, право на дополнительную жилплощадь. В связи с изменением действующего законодательства, с 2005 г. обладает правом на получение жилья вне очереди. По достижении ребенком-инвалидом совершеннолетия, очередь матери переписана на ее ребенка – Л. С. регулярно ходила в районную администрацию, предоставляла необходимые справки, справлялась о номере своей очереди, но очередь двигалась очень медленно, и это для лица, которое по заложенному в закон смыслу, должно получить квартиру вне очереди, немедленно!
Адвокат Шарафутдинов Рамиль Фанавиевич, изучив предоставленные клиентом документы, выявил обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав обратившегося лица на получение жилья именно в том объеме льгот, как это предписано законом. То есть, льготнику не отказывали в районной администрации в признании права на получение жилья, но оформляли его очередность таким образом, что эти нюансы могли не броситься в глаза несведущему человеку, но значительно отодвигали срок получения квартиры. Так, согласно имеющейся на руках у С. учетной карточке очередника на получение жилого помещения, по состоянию на 2015 г. номер в так называемом льготном списке указан как 712. Вместе с тем, согласно выписке из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, который был получен из администрации района только после обращения в администрацию города, номер по состоянию на 01.01.2015 г. обозначен как 18. Какая впечатляющая разница!
Но это не главный нюанс. Очередница находилась в едином списке граждан, которые имеют льготы согласно ФЗ «О ветеранах». Но эти граждане имеют лишь первоочередное право на получение жилья! Тогда как дочь С., относящаяся к категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний», о чем администрации предоставлялись соответствующие документы, имела право на внеочередное получение жилья!
Таким образом, в деле С. были выявлены нарушения, допущенные при ведении списка очередников, которые порождали ее право обратиться за судебной защитой. В целях судебного установления всех обстоятельств сложившихся правоотношений, установления виновного государственного органа, а также восстановления нарушенных прав гражданки Л., было принято решение обратиться с исковым заявлением об обязании внеочередного предоставления жилого помещения с привлечением в качестве ответчиков не только районную администрацию, но и все остальные органы, задействованные в механизме предоставления социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, в том числе и Правительство РБ, как главный орган, обеспечивающий исполнение законов органами исполнительной власти.
По итогам длительного судебного разбирательства, в ходе которого, несмотря на отчаянное сопротивление некоторых ответчиков, утверждавших даже об отсутствии права истицы на заявленное улучшение жилья (к чести Правительства РБ, это к ним не относится), была установлена вина администрации района в нарушении прав Л., суд обязал Правительство РБ предоставить Л. вне очереди жилое помещение с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Решение суда вступило в законную силу, очень надеемся и верим, что его исполнение наконец-то реализует право Л. на долгожданную жилье.